Психолого-педагогическая реабилитация

В нашем Центре сенсорная комната функционирует с января 2009 года. В зависимости от формы основной патологии и сопутствующих заболеваний сеансы в сенсорной комнате могут быть направлены на решение следующих задач:

  • снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;
  • активация различных функции центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
  • стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.);
  • развитие двигательных функций;
  • создание положительного эмоционального фона, повышение мотивации к проведению других лечебных процедур.

Сенсорная комната способствует достижению релаксации и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы:

  • стимулирует все сенсорные процессы;
  • создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционалыю-волевой сфере;
  • возбуждает интерес к исследовательской деятельности;
  • корректирует нарушенные высшие корковые функции;
  • развивает общую и мелкую моторику и корректирует двигательные нарушения.

Таким образом, в зависимости от поставленных задач, сеансы в сенсорной комнате можно рассматривать как:

  • самостоятельную реабилитационную процедуру;
  • способ подготовки к другим медико-психологическим мероприятиям;
  • средство оптимизации реабилитационного процесса.

По результатам анкетирования и проведения проверочных тестов в отделении нейрореабилитации Центра после психологического воздействия (с применением занятий в сенсорной комнате) можно констатировать, что у 82% пациентов отмечалось значительное улучшение, у 9 % сдвиги в сторону улучшения были менее значительны, с ними было рекомендовано продолжить психотерапию с дополнительной диагностикой и коррекцией программы. Среди положительных результатов отмечается общее оздоровление, укрепление организма. Сокращается число обострений хронического заболевания, ускорение процесса выздоровления и реабилитации; развитие двигательных способностей и нервной системы (быстрота реакций, координация, движений), развитие организованности, дисциплины, развитие памяти, внимания, мышления, интеллектуальной деятельности обогащение активного словаря.

Комната арт-терапии в нашем Центре начала свою деятельность в 2009 году. С учетом реабилитационной направленности деятельности отделения, арт-терапевтическая работа ориентирована на решение следующих задач:

  • занятость пациентов за счет их вовлечения в интересную и содержательную деятельность: развитие и поддержание их творческих навыков:
  • сенсорную стимуляцию и эмоциональное оживление; отреагирование чувств и переживание положительных эмоций, связанных с творческой активностью и ее результатами;
  • поддержку и развитие коммуникативных навыков, самостоятельности и самоорганизации;
  • психологическую интеграцию пациентов, достижение ими более высокого уровня самопринятия и самопонимания;
  • повышение самооценки и самосознания и некоторых других задач.

Арт-терапия является одной из форм экспрессивной терапии, применяющая современные материалы, как краски, карандаши, восковые мелки, глину, песок и пластические материалы. Она сочетает в себе традиционные психотерапевтические теории и технику понимания психологических аспектов творческого процесса. Аффективные свойства различных художественных материалов, которые направлены на активизацию общения с психологом или в группе в целом для более ясного, тонкого выражения своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческого самовыражения - с другой. Суть терапии - в том, чтобы посредством свободного самовыражения пациента столкнуть его сознательное и бессознательное. Для этого нужно заставить человека рисовать, изображать свою проблему, выбрасывая негативные эмоции на бумагу.

В работе с пациентами в отделении нейрореабилитации Центра сочетаются элементы студийной и тематической группы. Такое сочетание отчасти объясняется непостоянством состава групп, наличием в них пациентов с разными формами расстройств (внутри и межличностные конфликты, кризисные состояния, травмы, потери, невротические и психосоматические расстройства) и на разных этапах становления ремиссии, и соответственно этому, с разной мотивацией и познавательными возможностями, разной способностью к коммуникации и инсайту. Студийный подход позволяет учитывать индивидуальный темп работы и психическую динамику каждого пациента, а также варьировать глубину обсуждения изобразительной продукции, с учетом его потребностей.

Занятия с логопедом у пациентов с нарушение речи.

В результате локальных поражений мозга (инсульта, тяжёлой черепно-мозговой травмы, операции по удалению опухоли головного мозга или на сосудах) возникают тяжелые расстройства речи. Наиболее распространенными из них являются афазии и дизартрии, которые нередко сочетаются с патологией других высших психических функций (различными видами агнозий и апраксий), правосторонним гемипарезом и психическими расстройствами. В нашем Центре с пациентами, имеющими разные формы афазии логопед-афазиолог, вооруженный знаниями нейропсихологии, квалифицированно проводит системный анализ высших психических функций, применяя наиболее широко используемую методику нейропсихологической диагностики с целью постановки топического и речевого диагноза. Учитывая полученные результаты, составляет программу восстановительного обучения, намечает пути реабилитации.